Карелия — один из самых красивых регионов России. Страна озер. Страна спокойной северной природы. Край мастеров. Один большой природный заповедник.
Здесь находится Валаам — уникальный монастырь, ведущий свою историю с 15 века. На острове Кижи туристы найдут неповторимый ансамбль деревянного зодчества. Здесь же несет свои воды второй по величине равнинный водопад Европы — Кивач. А мраморный каньон и водные прогулки по ладожским шхерам добавят яркости вашему отпуску.
Погулять по столице Карелии — Петрозаводску
Петрозаводск – столица Республики Карелия, расположен на Северо-Западе России на берегу Онежского озера в 450 км от города Санкт-Петербурга, в 1000 км от Москвы и Мурманска. На карельском языке название города звучит как «Petroskoi» (Петроской). Ровесник Санкт-Петербурга, возникший в 1703 году как Шуйский оружейный завод, основанный по указу Петра I. С 1704 и до 1777 года это было рабочее поселение при Петровском казенном заводе. А в 1777 году по указу Екатерины II, поселение получает статус города с называнием Петрозаводск. Город был центром Олонецкой губернии, при этом сам Олонец, был уездным городом. В 1916 году при постройке Петроградско-Мурманской железной дороги в Петрозаводске была открыта железнодорожная станция. 6 апреля 2015 года городу присвоено почетное звание «город воинской славы». На сегодняшний день население составляет примерно около 279 тыс. человек и считается самым большим населенным пунктом Карелии. Город наполнен богатой историей и достопримечательностями.Побывать на острове-монастыре Валаам
«Святой остров Валаам» – Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь, Дивеево... В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни. Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них - остров Валаам (27,8 кв. км.). Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) - 42 км, до Петрозаводска 220 км, до Приозерска - около 60 км и до Санкт-Петербурга - более 220 км.
Береговая линия Валаама изрезана многочисленными проливами, каналами и заливами, что придает ему особую привлекательность, выделяя его из множества других ладожских островов. Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб. Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей - все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира. Земная красота здешних мест также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном. Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем -Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.). Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря. Нынешняя жизнь монастыря - ещё одно свидетельство того, что вера неизменно поднимает и восстанавливает обитель из руин. Так было на протяжении всей истории Валаама: варварские набеги шведов в древности, бомбежки и неопределенная судьба монастыря в годы Великой Отечественной войны, его полное, казалось бы, разорение в эпоху атеизма – всегда монашеская жизнь возвращалась на эти берега. Сооружения, которые мы видим сегодня, сформированы в XIX столетии. Монастырь украшают ухоженные кельи, красивые часовни, трапезные, великолепные монашеские сады. В обители хранятся мощи праведников Германа и Сергия, Антипы Валаамского, Валаамских старцев. Со смотровой площадки монастырской колокольни высотой 70 м. открывается прекрасная панорама Монастырской бухты.
Увидеть «восьмое чудо света» — Кижи
Остров-музей КИЖИ - один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера. Расположенный в 68 км от Петрозаводска, в живописных Кижских шхерах. Окрестности острова Кижи хранят древние названия островов, мысов и заливов, оставшиеся как память о проживавших здесь саамах, вепсах и карелах. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Собранные на острове Кижи крестьянские постройки объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы». Также уникальные архитектурные памятники находятся и в двух исторических деревнях – Ямка и Васильево. Отдельные памятники располагаются в северной части острова и в его окрестностях. Архитектурно–этнографическая экспозиция музея позволяет создать наиболее полное представление о традиционной культуре крестьянского населения Олонецкой губернии XIX – начала ХХ в., показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир. Кижский погост производит впечатление гармонично завершенного: роскошная летняя церковь Преображения Господня (1714) стоит рядом с зимней церковью Покрова Пресвятой Богородицы (1693, 1720-1749). Позже (1863,1874) рядом с церквями была построена высокая (30 м) колокольня. С колокольни открывается потрясающий вид на озеро, лесистые острова, серебрящиеся купола храмов. Все три постройки Кижского ансамбля окантованы оградой длиной около 300 м., она представляет бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Остров Кижи не заканчивается только этими храмами. Здесь можно посетить старинные крестьянские дома, где жизнь просто замерла, но не закончилась. Можно прогуляться к мельнице-столбовке, которую, поворачивали вслед за изменчивым ветром. А совсем рядом с величественными Кжскими храмами стоит самое древнее сооружение – церковь Воскрешения Лазаря. Маленькая, скромная, ладная, по легенде она построена самим преподобным Лазарем. Удивительная церковь – в ней даже двери без петель, по-старинке, «на пяте». Остров Кижи щедро делится с гостями ощущением царящего здесь покоя и умиротворения, истинной красоты и радости бытия.«Горный парк Рускеала»
«Горный парк Рускеала - Находится в 30 км от города Сортавала. Живописные мраморные скалы отражаются в зеленоватой глади чистейших озёр. В 1768 году в Рускеале началась добыча мрамора. Месторождение было открыто, когда потребовался материал для облицовки здания Петербургской академии художеств. Также проектом века для рускеальских каменоломен стало строительство Исаакиевского собора. Это было дело всей жизни для главного архитектора собора Огюста Монферрана. Строительство велось 40 лет, с 1818 года по 1858 год и Монферран лично посещал Рускеальские каменные ломки, чтобы убедиться в качестве поставляемого материала. Рускеальский мрамор использовался для внешней облицовки собора, полов и отделки интерьеров. А каменные ломки превратились в крупное предприятие, на котором трудились более 500 человек. Исаакиевский собор был построен, рускеальский карьер на 10 лет остался без госзаказов, что постепенно привело к остановке выработок. Лишь в 1870-х годах работа вновь закипела, вырос мраморно-известковый завод, который производил строительную известь, щебень и декоративную каменную крошку. В 1939 году работы в Рускеале остановились из-за Великой Отечественной войны. Карелия была оккупирована финскими войсками, местная промышленность разрушена. Только после изгнания финской армии с территории Республики начались работы по восстановлению мраморно-известкового завода. Восстанавливать предприятие начали осенью 1944 года, но в полную силу оно заработало в 1947 году. В 1970-х и 1980-х годах мраморный завод поставлял материалы для отделки новых станций метро в Ленинграде и Москве. К середине 1990-х годов добыча мрамора в Рускеале прекратилась, а завод закрылся. Когда мраморные разработки прекратились, карьеры Рускеалы были затоплены грунтовыми водами. В результате образовались небольшие водоёмы с высокими отвесными берегами. В 1998 году главный карьер Рускеалы перешёл под охрану государства, получив статус объекта культурного наследия. В 1999 году бывшая каменоломня стала частью туристского маршрута «Голубая дорога». Он берёт начало с атлантического побережья Норвегии, проходит через Швецию и Финляндию. На территории России «Голубая дорога» пересекает Карелию с Запада на Восток и завершается у границ Архангельской области.
В 2005 году вокруг главного карьера открылся Горный парк «Рускеала». В настоящее время горный парк Рускеала стал популярен среди российских и зарубежных туристов, и является одной из самых известных достопримечательностей Карелии. Современники едут сюда не только развлечься и ярко отдохнуть, но и прикоснуться к истории горного дела, заглянуть в тайны карельских глубин, поклониться северному камню…и послушать симфоническую музыку. С августа 2017 года в карьере проходит фестиваль симфонической музыки «Ruskeala Symphony».
Заповедник «Кивач»
Заповедник «Кивач» - находится в 70 км севернее Петрозаводска. Один из старейших заповедников в России, его создали в 1931 году, он стал первой охраняемой зоной в Республике Карелия. Место для заповедника выбрали неслучайно: сосновые массивы Сопохского и Вороновского боров необходимо было защитить от истребления. Которые в середине XVII - начале XVIII века были почти полностью уничтожены ради производства древесного угля и корабельного леса. Сегодня о тех временах напоминают лишь угольные ямы, а в скалах по берегам озер - полукустарные медные рудники и неглубокие штольни. На месте почти уничтоженных боров снова растет лес. Средний возраст деревьев достигает 135 лет, а некоторых - 240 и даже 440 лет. По территории заповедника протекает крупнейшая река Суна, на которой находится водопад Кивач. Долгое время он считался самым крупным равнинным водопадом в России и вторым по величине равнинным водопадом в Европе. Вода падает с четырех ступеней, общая высота падения от верхнего зеркала реки до нижнего - 10,7 м. Первое упоминание о Киваче встречается в Писцовой книге 1556 г как о рыбном угодье - «…на Суне реке под Кивачом порогом - тоня» тоня - место, выбранное для рыбной ловли. Средневековых и даже первобытных охотников и рыболовов могли привлекать в эти места сиг, хариус и особенно лосось, скапливающийся у водопада. В 18 веке освоение Карелии сопровождалось научными исследованиями, одна за другой следовали академические экспедиции. И вот летом 1785 г. водопад посетили Гаврила Романович Державин (назначенный в Олонецкую губернию наместником), и академик Николай Иванович Озерецковский, исследовавший Онежское и Ладожское озера. После посещение водопада в путевых заметках они оба написали восторженные отзывы о Киваче. Озерецковскому принадлежит первый дошедший до нас рисунок водопада, сделанный с натуры. Державин семь лет спустя после пребывания его в Петрозаводске, в конце 1791 г. написал оду «Водопад», воспев в ней величавую красоту Кивача. Ода получила широкую известность и заняла видное место в творчестве поэта. Так благодаря Державину и Озерецковскому российская публика узнала о Киваче.